Право на нет
У меня была плохая привычка «недоотказывать». Меня просят что-то сделать — я не хочу это делать, но отказывать почему-то было не удобно. Приходилось озвучивать придуманные причины, почему я не могу: «Не могу провести деньги через своё ИП, потому что у меня ограничения на снятие денежных средств». Как я узнал позднее оправдания меня делали подсознательно виноватым. Чувство вины накапливается → в итоге отношения с человеком портятся. Как этого избежать я узнал на курсе по переговорам.
Ошибка просящих. Недавно звонит мне приятель, и просит об одной услуге: «У меня нет юр. лица, но нужно принять платёж. Можно провести через твоё ИП?». Или веб-студию попросили сделать набросок сайта перед первой встречей с клиентом. Или пример из бытовухи — девушка просит денег на салон красоты. Все просящие из примеров уверены, что их просьбу выполнят. Они не допускают отказа другой стороны. А когда получают отказ — они расстраиваются. Если просите — будьте готовы к отказу.
Ошибки отвечающих. Если вы не готовы выполнить просьбу нужно так и сказать. Если придумать причину, то просящий будет настаивать, перенесет сроки и в итоге, что бы не потерять лицо, вам придется выполнить просьбу. Кажется, что если сказать «нет», то человек обидеться и не будет иметь с вами дело. В 9 из 10 случаев, когда я отказывал люди не обижались, а принимали отказ. А если человек обижается на отказ — то это его проблемы с ожиданиями. Если хотите отказать — не придумывайте причины, говорите нет.
Спрашивать можно что угодно, но нужно помнить про право на нет. В нашей студии мы предлагаем клиентам сперва обсудить его задачу, потому что не всегда можем её решить. Однажды к нам обратился бизнесмен для которого создание сайт — пустая трата времени и денег, потому что у него не было отдела продаж. Когда он к нам обратился — он уже был готов работать, но мы ему посоветовали не спешить. Он чувствовал себя виноватым за то, что нас побеспокоил. Это неверно — на встрече мы не строили ожидания о работе, а просто встречались, что бы понять задачу. Не стройте ложных ожиданий.
Что нужно запомнить:
- Если просите — будьте готовы к отказу.
- Если хотите отказать — не придумывайте причины, говорите нет.
- Не стройте ложных ожиданий.